2017
Masks
Проект «Маски» художницы Лилии Ли-ми-ян – это набор противопоставлений, собранных в один кадр и объединенных единым лейтмотивом обнаженной натуры, помещенной в разнообразные контексты. Эти контексты – пейзажи природные и архитектурные, привычные и экзотичные интерьеры, – задают тон общей композиции и являются своего рода источником вдохновения, из которого художница «собирает» образы изображенных. По заявлению самой художницы, ее композиции развиваются из какой-то очень конкретной детали – скульптуры, маски, заполненной нефтью ванны и так далее. Ассоциации с кино-кадрами или кино-дивами, узнаваемыми пространствами, массовыми образами оказываются здесь одной из опорных точек рассказа.
Вторая точка – нагота, не прикрытая, но анонимная, скрытая за этими максами, как продолжение традиции известнейшего жанра искусства (ню), но теперь уже безликая, вроде известной цитаты Guerrilla Girls на «Венеру» Веласкеса («Do women have to be naked to het into the Met. Museum?»), где лицо модели также прикрыто. Между этими «точками биффуркации» – дуалистический конфликт, раскрывающий суть говорящих образов Лилии.
Таким образом, создается серия героинь, одна из которых символизирует «Россию-мать», другая – королеву-мать (лицо прикрыто, гениталии открыты – сразу вспоминается «Мадонна» Фуке из Меленского Диптиха), анти-монашку (святая Агата?) в нефтяной ванной, одинокой зрительницы в несуразном тайском головном уборе посреди пустого театра, или Мерилин Монро в образе Христа. Не только героини, но и герои заполняют театрализованное пространство композиций Лилии – в пандан мученице-Монро выступает «обнаженный» в шлеме космонавта, напоминающий своей позой Христа из Пьеты Микеланджело. «Африканизированный» образ зрительницы в головном уборе перекликается с обнаженным африканцем на лоне природы и так далее. Этим включением то массовых, то архаичных образов в различные ситуации художнице удается вывести зрителя к вопросу – «что такое телесность в современной культуре»?
The photographic project “Masks” by Liliya Li-Mi-Yan (who graduated from Moscow-based the Rodchenko Art School) presents the number of oppositions collected in a single shot, revealing the intricate images of nakedness in different contexts. These contexts — natural and architectural landscapes, customary and exotic interiors — not only create the setting, but also become the sources of inspiration which artist uses to compile the necessary character. As artist says, pictures start with some little detail — for instance, the mask of Queen or Marilyn Monroe, or a sculpture, or an empty hall of a theatre. The associations with cinema and well-known locations and images from pop-culture are not accidental. The main question that the project rises is where do we find our identity and self-acceptance in the world populated with ideals and examples which contradict each other; when we copy images from mass-culture — does it mean that we accept their power? or is it possible not to use any citations at all?