Мифы Антропоцена

Лилия Ли-Ми-Ян и Катерина Садовски

Куратор Мила Бредихина

Мультимедийный и междисциплинарный выставочный проект  Лили Ли-ми-ян и Катерины Садовски «Мифы антропоцена» возник на стыке современного искусства, социальной экологии, научных открытий в области химии биополимеров и производственной базы по переработке пластика. Выставка в галерее Futuro включает в себя две  работы художниц, объединенных темой экологии и будущего - «Где мой пластиковый пакет?» (основной зал) и «A000000000001000AA011» (белый зал). Художниц несколько лет занимают проблемы экологии в самом широком смысле этого понятия, от экологии окружающей среды и ресурсов до экологии социальной среды и сознания, от «симметричной антропологии» Бруно Латура  до «темной экологии» Тима Мортона. Осмысление того, что происходит в реальности и ждет человечество в недалеком будущем, тесно связаны в их исследовательской работе с активизмом и поиском новых художественных решений. В свою очередь найденные решения служат просветительской и агитационной работе. Новая этика всегда ищет новые эстетические возможности.

Проект «Где мой пластиковый пакет?» (2018-2020) неожиданным образом объединил несовместимые на первый взгляд пространства и проблемы: музей и завод, музей и замкнутый цикл ресайклинга, мусор и музейный шедевр. Объекты, полученные в результате обработки художницами пластикового мусора, собранного в Пушкинском музее (Москва), выглядят одновременно как произведения искусства и живые «органы без тел», если воспользоваться понятием философа Рози Брайдотти. Они одновременно пугают и завораживают небывалыми формами и перспективами. Прозрачные скульптуры-саркофаги, наоборот, отсылают зрителя в далекое прошлое, дарят биомусору,  останкам мертвых животных статус произведения искусства и вечную жизнь.

В производственном процессе, снятом на московском заводе по переработке пластика «Пларус», появляются неожиданные персонажи, которые неузнаваемо преображают прагматику реального пространства, в то время как серия видео из проекта «A000000000001000AA011» (2020-2021) заставляет зрителя примерить к себе фантастический облик постчеловека. «В этом проекте, - говорят  художницы, -  мы исследуем возможности других форм существования человека. Что произойдет, если мы будем иметь новое тело, созданное новыми технологиями, материалами, бактериями? Будем ли мы вечны, и будем ли мы оставаться людьми? Нас волнует вопрос, что произойдет с эмоциями нового человека, постчеловека, киборга. Сможем ли мы отказать себе в воспроизведении себя самих? Возможности картирования и эмуляции мозга позволят новым людям быть вечными в виде нейросети в цифровой реальности, но несмотря на развитие медицины и биотехнологий, возможно, эмоционально мы все еще заперты в капсуле предков, которые сначала убивали ради добычи еды, а потом ради развлечения».

Центральная инсталляция выставки с живыми растениями и прозрачными каплями биодеградируемого гидрогеля химика Сакины Зейналовой, совершенной формы и невиданного цвета, выглядит посланцем из того «живого» будущего, о котором много лет говорят приверженцы объектно-ориентированной онтологии. Вопрос о границах человеческого и нечеловеческого давно не кажется досужим современным философом и социологам, как вопрос о том, способен ли человек, являясь частью собственной системы, контролировать целое или способен ли вирус, являясь частью системы человека, уничтожить ее. Было ли Новое время и как могло выглядеть  другое Просвещение, которое не довело бы уникальную планету до грани экологической катастрофы. Похоже, человек не может планировать будущее без признания равенства человеческих и нечеловеческих агентов: субъектов, объектов, гиперобъектов. Это уже не фантастика, а насущное требование времени. 

 

Lilia Li-Mi-Yan and Katherina Sadovsky

Curator Mila Bredikhina

The multimedia and interdisciplinary exhibition project "Myths of the Anthropocene" by Lilia Li-Mi-Yan and Katherina Sadovsky emerged at the intersection of contemporary art, social ecology, scientific discoveries in biopolymer chemistry, and the production base for plastic recycling. The exhibition at Futuro Gallery includes two works by the artists united by the theme of ecology and the future - "Where is my plastic bag?" (main hall) and "A000000000001000AA011" (white hall). For several years the artists have been concerned with ecology in its broadest sense, from ecology of environment and resources to ecology of social environment and consciousness, from Bruno Latour's "symmetrical anthropology" to Tim Morton's "dark ecology". In their research work, thinking about what is happening in reality and what awaits humanity in the not-too-distant future is closely linked to activism and the search for new artistic solutions. In turn, the solutions found serve to educate and agitate. New ethics is always looking for new aesthetic possibilities.

The project “Where is my plastic bag?" (2018-2020) in an unexpected way united seemingly incompatible spaces and problems: museum and factory, museum and closed recycling cycle, garbage and museum masterpiece. The objects resulting from the artists' processing of the plastic waste collected in the Pushkin Museum (Moscow) look simultaneously like works of art and living "organs without bodies," to use philosopher Rosi Braidotti's notion. They simultaneously frighten and fascinate with unprecedented shapes and perspectives. Transparent sarcophagus sculptures, on the contrary, refer the viewer to the distant past, giving the biowaste, the remains of dead animals the status of works of art and eternal life.

The production process filmed at Moscow's Plarus plastic recycling plant features unexpected characters that unrecognizably transform the pragmatics of real space, while a series of videos from the project "A000000000001000AA011" (2020-2021) forces the viewer to try on the fantastical appearance of the posthuman. "In this project," the artists say, "we explore the possibilities of other forms of human existence. What would happen if we had a new body created by new technologies, materials, bacteria? Would we be eternal, and would we remain human? We worry about what will happen to the emotions of the new human, the posthuman, the cyborg. Will we be able to refuse to reproduce ourselves? Brain mapping and emulation capabilities will allow new humans to be eternal as a neural network in digital reality, but despite advances in medicine and biotechnology, perhaps emotionally we are still locked in a capsule of ancestors who first killed for food and then for entertainment."

The central installation of the exhibition, with living plants and transparent drops of biodegradable hydrogel by chemist Sakina Zeinalova, of perfect shape and unprecedented color, looks like an envoy from that "living" future about which adherents of object-oriented ontology have been talking for years. The question of the boundaries of the human and the nonhuman has long seemed no longer a moot point for contemporary philosophers and sociologists, like the question of whether human, being part of their own system, can control the whole, or whether a virus, being part of the human system, can destroy it. Was there a New Age and what might another Enlightenment look like that would not bring a unique planet to the brink of ecological disaster. It seems that humans cannot plan for the future without recognizing the equality of human and non-human agents: subjects, objects, hyper-objects. This is no longer a fantasy, but an urgent requirement of the times.